Регистрация товарного знака — это всегда право компании, а не обязанность. В том случае, если речь идет о регистрации товарного знака для раскрученного бренда — это право решать, что для вас значат силы, средства и время, вложенные в маркетинг и продвижение. Поэтому решать, необходима ли регистрация — всегда собственнику бизнеса, тому, кто принимает на себя риски и ответственность за будущее компании, которую он создал и которой руководит.
Важно помнить, что только регистрация товарного знака предоставляет юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю исключительное право на использование бренда, независимо от того, сколько лет они использует это название.
Принимая решение о том, регистрировать ли товарный знак для бренда компании, который используется уже много лет, вы фактически решаете, как будет выглядеть судебное разбирательство с конкурентами вашей компании, которые (рано или поздно) могут скопировать ваш раскрученный логотип. Безусловно, по существу вопроса вы будете правы — кому, как не вам, иметь права на бренд, в который вложено столько сил и денег.
Вот только сообразительные конкуренты могут заранее подать заявку на регистрацию товарного знака. В таком случае доказать, что вы начали использовать бренд и обеспечили приобретение им известности в обороте до даты приоритета товарного знака, то есть, по существу, доказать у вас наличие права преждепользования — будет крайне трудно.
Право преждепользования — это право на дальнейшее безвозмездное использование тождественного решения (в российском законодательстве — изобретения, полезной модели, промышленного образца) без расширения объема такого использования, возникающее в силу добросовестного создания и использования данного решения до даты приоритета патентной заявки, либо выполнения необходимых приготовлений к такому использованию (ст. 1361 ГК РФ).
Дело в том, что мы с вами ведем бизнес не в странах англо-саксонской правовой семьи (например, в США, Великобритании или Австралии), а в России. В нашем законодательстве право преждепользования юридически существует только лишь для патентов. В отношении товарных знаков российская судебная практика противоречива. Иногда суды склоняются на сторону компаний, которые начали использовать обозначение раньше, иногда — становятся на сторону тех, кто подал заявку на регистрацию товарного знака, даже если это случилось намного позже начала фактического использования вами бренда.
Хотите ли вы заниматься длительными судебными разбирательствами, или же просто заранее подадите заявку на регистрацию товарного знака — всегда вопрос к руководителю бизнеса. С точки зрения финансовых и временных затрат — профилактическая регистрация товарного знака всегда проще и эффективнее, чем дорогостоящее «оперативное вмешательство» и ведение судебных дел против конкурирующих организаций.